Вконтакте

Народные приметы. Январь.

Я Н В А Р Ь.

Согласно одной из существующих версий, январь был назван так по имени жившего в Риме за тысячу лет до н.э. этрусского кузнеца Януса, который после своей смерти стал языческим богом всех ворот, входов, выходов, истоков рек – богом всех начал. Покровительствовал он, также, путешественникам и морякам. Его изображение чеканили на римской монете ассе. Януса изображали с двумя лицами: одно лицо обращено в прошлое, другое – в будущее. Поэтому месяц, начинающий новый отсчёт времени и подводивший черту под старым годом, был назван месяцем Януса – январём. А у бога времени появились символы власти: песочные часы, ключи и два перстня. На одном перстне изображено число 300, на другом – 65, согласно количеству дней в году.
В стародавние времена назывался январь-месяц на Руси «Просинцем».
Русские названия – Просинец, Перезимье, Лютовей, Трескун. Украинское – Сечень. Белорусское – Студень. У поляков этот месяц назывался – Стычень, у чехов и словаков – Ледень и Грудень. В России долгое время январь также величали Васильевым месяцем, в честь святителя Василия Великого.
1
«Месяц январь – зимы государь, весне дедушка, а всему году запевала».
«В январе растёт день, растёт и холод».
«Январь подкладывает дров в печку».
«В январе и горшок в печи замерзает».

1 января – Память преподобного Ильи Муромца Печёрского.
Гражданский новый год.

«Новый год – к весне поворот».
«Как год встретишь, так его и проведёшь».
Если первый день в году весёлый да счастливый, то и весь год будет таким.
«Празднуешь раз в месяц – будешь весёлый, запразднуешь каждый день – будешь голый».

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. В этот день кроме других святых угодников Божиих, чествуется по православному месяцеслову память преподобного Ильи Муромского, мощи которого почивают в Киево-Печёрской лавре.
Имя этого святого неразрывно сливается с именем былинного богатыря Ильи Муромца, сына Ивановича. Этот богатырь является олицетворением несокрушимой силы богатырской дружины, могучим охранителем от «поганой орды» налетавшей на Русь православную. Один он остаётся «надёжей» ласкового князя Владимира Красна Солнышка, когда все другие богатыри поразойдутся-поразъедутся во все четыре стороны света белого – искать, с кем померяться своей мочью-силой богатырскою.
Яркий образ богатыря сливается во многих былинных пересказах с образом мудрого советчика великокняжеского, не останавливающегося ни перед какими затруднительными обстоятельствами. Но князь стольнокиевский не всегда держит в чести старого богатыря: не только силой грузен Илья Муромец, крестьянский сын, — богат он и смелою правдой-маткою… Да не по сердцу, иной час, князьям правда мужицкая, серая, «неумытая». Попадает за неё Илья, вместо милостей княжеских, в погреба – под затворы железные… Но и это не умаляет его правдолюбия…
Не мирится он, правый, с кривдой-лестью, змеёй подколодною. Потому-то так крепко и помятует об этом великом богатыре деревенская Русь.

2 января.

Яблочный день. Полагалось трясти яблони от инея и снега для урожая яблок.

3 января – Народное название – Петр полукорм.

Половина зимнего корма съедена.
«В амбарах и овинах всё дошло до половины».
«Мужик-проказник — работает и в праздник».
«Сердце радостно поёт, а голова спать не даёт».

4 января – Великомученицы Анастисии Узорешительницы – покровительницы беременных и помощницы при родах.

ДРЕВНИЕ СОВЕТЫ БЕРЕМЕННЫМ. Повивальные бабки стращали своих «подопечных»: «С брюхом ходить – смерть на вороту носить». Заставляли их беречь и себя и своего ещё не родившегося младенца от неприятных неожиданностей.
Нельзя сидеть на пороге, стоять в дверях, расхаживать по меже, посещать кладбища. Не разрешалось выходить из дома после захода солнца, смотреть на пожар, перешагивать через топор, хомут, веник, проходить под лестницей. Беременным не полагалось брать деньги взаймы, быть свахами, крестить детей, присутствовать на похоронах.
Беременным в их просьбах не принято было отказывать, какими бы причудливыми они ни казались.
«Бабе на сносях – Бог судья».

6 января – Навечерие Рождества Христова. Строгий пост. (Заканчивается 40-дневный пост).

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК. От Спиридона-солноворота (25 декабря) готовится православная Русь к встрече великого праздника Рождества Христова. Твёрдо знает русский люд притчу о том, что не следует приходить на пир в печальной одежде. И стараясь всеми силами сбросить с себя тяготу трудных забот, запасшись всем, что Бог дал к празднику, благоговейно ждёт появления на небе первой вечерней звезды, веруя, что загорается именно та звезда, которая два тысячелетия тому назад возвестила волхвам о рождении Сына Божия в Вифлееме Иудейском.
Вечером, в канун Рождества Христова, благочестивые люди не нарушают поста, разрешается только «сочиво» (хлебные зёрна, размоченные водой, а позже — взвар рисовый или ячменный – с мёдом или ягодами) с хлебом, оладьи медовые да пироги постные. Разговенье – утром, после ранней обедни.
«Пост – постничай, праздник – празднуй!»
»Зима — за морозы, мужик – за праздники».
«Как не зноби мороз, а праздничек теплее печки греет».

КОЛЯДА (КОЛЕДА). В старину по всей Руси поздно вечером ходила по подоконью весёлая Коляда с песнями, со звездою, состоящая из шумной толпы молодёжи. В колядках – обрядовых песнях – величали Новорожденного Христа, воспевали солнце, звучали пожелания богатого урожая и счастливой семейной жизни.
Весёлая гурьба останавливалась особенно долго там, где горел в окне огонь. А тороватые хозяева наделяли колядующих «кольцами» колбасы, оладьями, орехами или деньгами.
В тех местах, где сохранился обычай колядования, он стал достоянием детворы, с увлечением выполняющей колядование за старших.

7 января – РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

По старинному преданию, накануне Рождества, в самую полночь, отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю СЫН БОЖИЙ.
Если кто о чём будет молиться в полночь, о чём просить станет – всё исполнится-сбудется, так говорит народ.

«На Рождество солнце играет».

СВЯТКИ. Святки от Рождества до Крещения – не работают вечером.
Веселье разгульное, забавы всякие, колядование, гадания, хождение ряженых по домам.

ОБЫЧАИ. На окно ставили зажжённую свечу, как бы приглашая Господа и Богородицу в гости.
Праздник встречали в новой одежде.
В Рождественское утро не пили воду за завтраком, чтобы не страдать от жажды летом на сенокосе.
Не занимались в этот день «гнутой работой», т. е. не мастерили хомутов, полозьев, обручей, чтобы скотина без приплода не осталась.
Спутывали ножки столов, чтобы «привязать» скотину ко двору.
Овцам давали первый, испечённый в Рождество блин, чтобы они здоровыми были.
Курам не давали ни зёрнышка, чтобы они летом в огороде не копали.
Хозяин в рождественскую ночь со двора старался не уходить, чтобы не вынести достатка и благополучия семьи.
Первого пришедшего гостя принято было на овчинный тулуп сажать, чтобы был большой приплод ягнят.

8 января. Народное название – бабьи каши. Праздник повивальных бабок и рожениц.
«Зима в медвежьей шубе стучит по крышам, будит хозяек печи топить».
БАБЬИ КАШИ. Божий дар — повивальной бабке «родимице-родильнице пособлять». К хорошей повитухе относились с большим уважением, т.к. от неё в не малой степени зависело благополучное течение родов и появление на свет здорового малыша.
«Погоди, не роди, а за бабкой сходи».
«Бог с милостью, а бабка с руками».
«У всякой бабки свои ухватки».
Благодарные крестьяне с семьями приходили вечером с угощением к повивальной бабке. А она их угощала своей «богатой», т. е. самой сытной и очень вкусной кашей.

9 января – народное название – Стефанов (Степанов) день.

«На святого Степана каждый себе пан». В этот день нанимали батраков.

На севере России проходили выборы пастухов, с которыми заключали ряды – договоры.
«В пастухи наймёшься – вся деревня в долгу».

В этот день поят лошадей через серебро.

11 января – Мучеников 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных.

Детям рассказывают сказки и загадывают загадки.

«Ко дню Анисьи (12 января) холода над землёю повисли».
«Зимушка родная устали не знает».
«Праздник откладывай смело, а работу – ни на час».
«Не грех в праздники работать, грех – в будни праздновать».

13 января – народные названия – Меланья. Васильева Коляда, щедрый вечер, авсень, таусень, гадания «на счастье». Канун Нового года.

ВАСИЛЬЕВ ВЕЧЕР – богатый, щедрый вечер.
Щедрый стол должен обеспечить хозяину годовой достаток.
Готовили свиную требуху, каши с мясом.
«Свинку да боровка для Васильева вечерка».
«И свиньям праздник есть в году».
«Лакомый кусочек скорее в роточек».

«Сосед к соседу спешит на беседу». Щедрый и богатый на угощения Васильев вечер не принято проводить в одиночестве.

По народному поверью на Василь-вечер скрадывают ведьмы месяц. Но никакими хитростями не укоротить дня тёмной силе лукавой.
«День прибывает на куриный шаг».

14 января – Обрезание Господне. Память Святителя Василия Великого. Новый год.

На восьмой день после своего рождения Богомладенец прошёл обряд обрезания, установленный законом для всех младенцев Иудеи. И было дано Ему имя ИИСУС. Это считается началом нового времени, что и стало началом Нового года.
Это также день Василия Великого. Святой Василий Великий, также как и Николай Чудотворец, особо почитается на Руси.

«В Васильев день – свиную голову на стол».
«Не чиста животина — свинья, да нет у Бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь опалит, а Василий зимний освятит!» — говорят в народе.

Василий Великий считается не только покровителем свиноводства, но и
хранителем садов от червя и всякой болезни.
Поэтому рано утром садоводы встряхивают яблони-груши и приговаривают: «Как отряхиваю я, раб Божий (имярек), бел – пушист снег-иней, так отряхивает червя-гада всякого по весне и святой Василий! Слово моё крепко!».

ВАСИЛЬЕВА КАША.
Васильева каша варится спозаранок, ещё до белой зорьки. Крупу берёт большуха-баба (самая старшая в доме) за полночь; большак – хозяин приносит в это же время воды из колодца. И крупу, и воду ставят на стол, а сами все отходят поодаль.
Когда растопится печь, семья садится вокруг стола, стоит только большуха и затирает, размешивает в горшке будущую кашу, причитывая: «Сеяли, растили гречу всё лето, уродилась наша греча и крупна и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царь-град побывать, на княжий двор пировать; поехала греча во Царь-град с честным овсом, золотым ячменём… Сажали гречу за дубовый стол пир пировать… Приехала наша греча и к нам гостевать…»
Хозяйка берёт горшок, все встают из-за стола, и каша ставится в печь.
В ожидании гостьи-каши домочадцы коротают время песнями да прибаутками всякими.
Вот каша поспела. Вынимает её большуха из печи со словами: «Милости просим к нам во двор со своим добром!» Все принимаются оглядывать горшок: полон ли. Если полезет каша вон из «гнезда» — жди больших неприятностей. Нехорошо и, если треснет горшок. Потом смотрят, сняв пенку, как каша упрела: красно упрела – жди счастья-таланта, бело – всякого лиха!
Если увидят счастливые приметы, то кашу съедают дочиста, худые – вместе с горшком в прорубь кидают.

ЗАСЕВАНИЕ «ВАСИЛЬ – ЗЕРНА».
Здесь с радостью участвуют ребята малые. Они разбрасывают жито по полу избы. А большуха подбирает да приговаривает: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, да по великому. А и стало бы жита на весь мир крещёный!». Чем скорее она подберёт зёрна, тем будущий урожай спорее. Эти зёрна бережно хранятся до посева и потом подмешиваются в семена.

«Жди гостей ряженых, сажей мазаных».
Молодёжь вечером колядует, выпрашивая пирогов со свининой. Всё
собирается в лукошко, потом всеми съедается под песни подблюдные (гадальные) да игры утешные.

15 января – народное название – Сильвестров день. Куриный праздник.

Заговаривают лихоманку.
Чистят и окуривают курятники, ладят насесты.
Для детей делали петушки-свистульки или варили сахарных петушков.
В гости в этот день ходить не принято.

ЛИХОМАНКИ.
«Святой Сильвестр гонит лихоманок-сестёр за семьдесят семь вёрст».
По старинному поверью, не только на земле зимой студёно-морозно, но и под землёй. Выгоняет мороз (по другим поверьям – черти) лихих сестёр из самого ада. Бредут они от села к селу – в избу на даровое тепло просятся, нищими-убогими прикидываются.
Двенадцать сестёр – лихорадка, лихоманка, трясуха, гнетуха (огневица), кумоха, китюха, желтуха, бледнуха, ломовая, маяльница, знобуха, трепуха.
Подойдёт такое лихо к избе, встанет тихо за дверью (и тощее оно, и слепое, и безрукое), стоит, поджидает – кто выйдет повиноватее. И давай издеваться над ним: затрясёт-зазнобит.
«Лихорадка – не матка: треплет, не жалеет».
»Уходила, умучила, согнула да скрючила».
Зовут заботливые о семье хозяйки сведущих старушек в Сильвестров день с поклонами да посулами, чтоб только избавили от напасти.
И возвращаются горе-сестрички обратно в ад до самой весны.

16 января – День памяти Пророка Малахии. Мученика Гордия.

К этому дню народ припас целую стаю своих слов крылатых:
«Гордым быть – глупым слыть».
«Гордым Бог противится, а смиренным благодать даёт».
«В убогой гордости дьяволу утеха».
«Во всякой гордости чёрту радости».

В этот день только опытный знахарь мог вылечить Каженника (припадочных, порченных, одержимых).

На пророка Малахию хлев метёлками обмахивают, обихаживают.
Народ верил, что в этот день голодные ведьмы задаивают коров до смерти.
Чтобы не случилось с коровой беды, обращаются к ДОМОВОМУ: «Дедушко-доможирушко, пои мою скотинушку. Пои, да корми, да гладко води».
«Бежи, молочко, по жилочкам, да и в вымячко, из вымячка да в титечки, из титечек да в подойничек, из подойничка да по крыночкам, на толсту сметанушку. (Пинежская).
Детям дарили глиняные игрушки – коровки.
«Кому вчера петушка не досталось, получай-ка коровку».

17 января – память преподобного Феоклиста (Феоктиста).

День славится наиболее причудливыми гаданиями.
«Святой Феклист гадать речист. Красно гадает – никто по самую смерть не разгадает».

18 января – Навечерие Богоявления. Крещенский сочельник.
Строгий пост.

В вечер под Крещение отдаёт народ щедрую дань своему СУЕВЕРИЮ:
Девушки вспоминают обо всех знакомых деревенскому люду гаданиях. Звонче, голосистее поются на беседах и песни святочные подблюдные. Затейливей становятся святочные игры обрядовые.

А старики да старухи, перво-наперво, ставят мелом или углём на всех дверях и на всех оконных рамах знак креста, чтобы огородить своё жильё от посещения бесовского. Т. к. ходит-гуляет в этот вечер нечистая сила, всяким оборотнём прикидывается и в избу попасть норовит. И одна защита от неё – это крест Господень, перед которым распадается во прах всё могущество лукавого.

ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ — он лютует под Крещение больше всей другой нечисти.
Тульское поверье – «Огненный змей не знает пощады. Да и что взять от нечистой силы! А летает он к красным девицам. И если он полюбит девицу, то его зазноба не исцелима вовек. Её ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берётся.
Летает Огненный змей по воздуху и горит огнём неугасимым. А как спустится по трубе в избу, то станет сразу молодцем несказанной красоты. Как увидит девица такого молодца, то — не любя, полюбит, не хваля, похвалит. Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами. Усладит он, губитель, речью лебединою молодую девицу. Заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим. Затомит он, ненасытный, ненаглядную в горячих объятиях. Растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарёй, от его приветов цветёт красным солнышком.
Без Змея сидит красна девица в тоске, в кручине. Без него не глядит она на белый свет. Без него она сушит себя…»

КРЕЩЕНСКИЙ СНЕГ — он занимает почётное место в крещенских поверьях и обычаях.
Кроме начертания креста, от нечистой силы советуют знающие люди насыпать на печную загнётку собранного в крещенский вечер снегу.
Собирают снег старики за околицей, в поле.
Снег сыпали в колодец, чтобы вода была всегда в изобилии и никогда не загнивала бы.
Воду от натаявшего снега берегут в кувшинах – на случай болезни. Она исцеляет от онемения в ногах, головокружения и судорог.
А если спрыснуть этой водой холстину, то это так её выбелит, как не сделают ни солнце, ни зола.
Подбавляют крещенский снег в корм лошадям, чтобы не так зябли и курам, чтобы пораньше стали нестись.
Красные девушки умываются поутру в день Крещения, чтобы без белил белыми быть, без румян – румяными.

В тверских краях в Сочельник пекли сочни с ягодами, в вятских – сочни или кресты, калужане – толкли сырой ячмень, приправляли мёдом и парили в печке в закрытой посуде.

19 января – БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. КРЕСТНЫЙ ХОД НА ИОРДАНЬ.

«Хождение на Иордань» — крестный ход к рекам, где совершается великое освящение воды, в воспоминание о крещении Иоанном Иисуса Христа.

Несмотря на стужу, с древних времён живёт в народе обычай купаться в крещенской проруби – иордани. Купаются и те, кто святошничал – рядился в Святки, чтобы очистится от греховной скверны, купаются и просто – «для здоровья».
«Крещение – Богоявление», — говорит народ и повторяет ПРЕДАНИЯ:
Исстари веков совершается в этот день чудо чудное, диво дивное: отверзаются над иорданью небеса и сходит с них Истинный Христос. Не всем дано видеть это, а только благочестивым людям. Но если помолится грешник святому небу, в это время, то сбудутся и его желания.
Если поставить под образами чашу с водою да «с верою посмотреть на неё», то вода всколыхнётся в крещенский полдень: осенит и освятит её крещающийся Сын Божий.
Если кто-нибудь крещён в этот день, то быть ему счастливейшим человеком всю жизнь.
Добрым предзнаменованием считается также, если устроится в этот день рукобитье свадебное: в мире и согласии пройдёт жизнь новобрачной четы.

С Крещения до масленицы – зимние свадебные недели. Засылаются сваты и играются свадьбы.

20 января – народные названия – Иоанн Креститель. Бражник, день бражника.

«Отдание Святок» — весёлые головушки после праздников опохмел держат.
«Кто празднику рад, тот до свету пьян».
«И капуста без поливки сохнет».
«Пить – то пей, но ума не пропей».

«Кто пьян да умён – два угодья в нём».
Следует помнить, что — «первая рюмка – на здоровье, вторая – на веселье, а третья – на вздор».
«Пьяный идёт дальше, чем хватает дороги».

ПЬЯНИЦА — существует поверье, что чёрт овладевает запойным, куражась и смеясь над его хмельными выходками. Водит по улицам, как ярмарочного шута, на всеобщее обозрение и осмеяние, а, улучив подходящий момент, может и поселиться в его теле. Тогда никто уже не поможет горемыке от рогатого провожатого избавиться. Разве, что знающий знахарь, а лучше, если священник согласиться помочь бедолаге.

«Иоанн Креститель все праздники увёл».
Начало зимнего мясоеда.

21 января – народное название – Емельянов день. Емельян Кумишный.

С этого дня начинались рабочие посиделки девушек – пряли пряжу, занимались рукоделием.
«Мели, Емеля, твоя неделя!».
В долгие зимние вечера самое время рассказывать всякие истории да сказки.

В этот день в степных районах России кум с кумой приносят в званый дом кусок мыла и новое полотенце для крестника. Их вручают матери со словами: «Вот тебе, кума, мыльце да белое белильце для крестника». Пришедших хорошо угощают, а подарками нужно было при первом же купании воспользоваться, чтобы ребёночек рос здоровым, сильным и красивым.

25 января – народное название – Татьянин день. Праздник русских студентов.

День стал любимым праздником российского студенчества, приобретая со временем свои неповторимые черты, обрастая привычками и традициями.
Например. По воспоминаниям современников, «вся Москва знала, что праздник университетской молодёжи, их старых профессоров и бывших студентов – солидных врачей, адвокатов и учителей будет шумным… Целые толпы молодёжи, вместо занятий, шли «завтракать» в ресторан «Эрмитаж», к которому там готовились заранее, снимая скатерти со столов, уноси из залов вазы и растения в горшках. В общем, всё, что можно было разбить. А «завтрак» этот продолжался, порой, до позднего вечера…»

29 января – народные названия – Пётр – полукорм. День полукорма второй, теперь – в напоминание о хлебе.

С давних пор принято в этот день осматривать и прикидывать на глаз не только корма, сено, но и жито в амбарах.

КОРМ для домашней животины, составляющей всё богатство крестьянина-хлебопашца, великое дело. О нём не меньшая забота у мужика, чем о хлебе насущном для семьи. Об этом говорят множество присловий:
«Постится и скотина, коли хозяин корма не припас».
«Либо корма жалеть, либо – лошадь».
«Без хлебного корма лошадь на кнуте едет».
«Не торопи ездой, торопи кормом».
«Кормна лошадь – добра, богат мужик – умён».
«Есть у лошади корм, будет и у мужика в поле хлеб».
«Лошадь бежит, корова молоком поит, овечка шерсть бабе дарит, а все думают: «Спаси Бог того, кто нас кормит!»
«Кого кормишь, возле того и сам, ничего не видя, прикармливаешься».

30 января – Перезимье – середина зимы по народному календарю.
«Не верь теплу – морозно будет».

31 января – народные названия – Афанасьевские морозы.

«Пришёл Афанасий Ломонос – береги щёки и нос».
«Афанасьевские морозы шуток шутить не любят».
«Мороз ленивых за нос хватает, а перед проворными шапку снимает».

Продолжается свадебная пора. К кому не приехали сваты, теряют надежду до масленицы сыграть свадьбу.
«Афанасьев день прошёл – никто сватать не пришёл».
На Афанасия знахари ведьм со Святой Руси гонят.

Исп. — «Народная Русь», Аполлон Коринфский. (Москва, «Белый город», 2006. По изданию «Народная Русь», М.,1901).
«Копилка народных премудростей», О. Третьякова, О. Тверитинова (М., «Метафора», 2008).
Автор Ирина Зарубина.

Рубрики: Народные приметы

Написать ответ

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

персональный и идивидулаьный гороскопы стоимость
астролог в санкт-петербурге отзывы